Параграфы

Статьи текущего параграфа

  • Скульптурное творчество
         Уже шла речь о зарисовках скульптора Г. Алексеева. Им создан один из самых первых (а по всей видимости, и действительно первый) скульптурный портрет В. И. Ленина, относящийся (…)
  • Работы различных жанров, посвященные Ленину
         Человеческие представления полны устоявшихся, отложившихся «стереотипов», при помощи которых мы активизируем наше восприятие, легко «ориентируемся», осваиваем незнакомое, ново(…)
  • XX съезд партии
         Забота о правде, простоте и ясности, но также и об оригинальности, красоте и силе художественного выражения своих мыслей и чувств — неотделима от комплекса реалий, на которых (…)
  • Образ Ленина и синтез архитектуры и скульптуры
         Каждый город, даже поселок хотел иметь свой памятник Ленину. Развертывалось и самодеятельное творчество. Но создание памятника не было простой задачей даже для профессионала. (…)
  • Работа И. Бродского над образом Ленина
         От документальных зарисовок и живописных «транскрипций» фотопортретов ко все более сложным композиционным, творческим задачам при работе над образом В. И. Ленина шел И. И. Бро(…)

Социализм — коллективистское общество

     Социализм — коллективистское общество. В нем сознательно и целеустремленно проводится принцип народовластия, имеющего опору в общественной собственности на основные, решающие средства производства, поощряется деятельность различных общественных организаций, помогающих воспитанию коллективистских навыков и привычек применительно к разным областям деятельности и интересов граждан.

     Весь образ жизни развитого социалистического общества пронизан импульсами коллективной воли людей, крепнущего товарищества, взаимной поддержки и выручки, ибо «развитой социализм — такая стадия зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Отсюда — полный простор для действия законов социализма, для выявления его преимуществ во всех сферах общественной жизни» .

     Коллективизм есть вместе с тем наиболее благоприятное условие формирования полноценной личности, ее роста, плодотворного расцвета.

     Нравственное сознание человека веками формировалось в индивидуалистическом духе — весь опыт жизни в условиях классово-эксплуататорского общества неизбежно приводил к пессимистическому выводу о том, что жизнь устроена так, что благо и счастье одного достижимо лишь за счет несчастья другого.

     Социальное чувство человека решительно восставало против этого, но лишь марксизм-ленинизм позволил подвести под эти прекрасные душевные порывы и самоотверженные выступления прочный фундамент науки и направить их в русло организованного, целенаправленного действия народных масс.

     Было бы, однако, наивным ожидать, что очевидная нравственная высота коллективизма сразу же овладеет сознанием людей. Индивидуализм, во сто крат усиленный капитализмом, открывшим эру острой борьбы людей, «где на каждого выигравшего приходится десять гибнущих» и тем создавшим, по меткому замечанию А. В. Луначарского, «бездонно богатый материал все более разнородных, трагичных индивидуальных переживаний», глубоко вошел в плоть и кровь людей современного мира. Непонимание этого было одним из серьезнейших историко-социологических просчетов и политических ошибок идеологов Пролеткульта, декларировавших «творчество новой пролетарской классовой культуры руками пролетариата». В выступлении Я. Яковлева на страницах «Правды», состоявшемся по поручению В. И. Ленина, эта позиция была, как известно, подвергнута резкой и обстоятельной критике, в которой было отмечено, в частности, и «грубейшее непонимание классовых отношений». «Плетнев обращается с психологией пролетария, как с чем-то окончательно сформировавшимся. Если бы действительно эта психология была уже в самой своей основе «коллективно-классовой и сознательно-творческой», то мы могли бы не только Пролеткульт сдать в тираж за ненадобностью, но и самые разговоры о культурных задачах не поднимать за их решением.

     Суть в том, что элементарная классовая сознательность (а не то, что «классово-сознательная» и проч.) приходит не как манна библейская, а является результатом десятилетий классовой борьбы, заставляющей рабочего сбиваться к рабочему, на деле выдвигающей общие классовые интересы и из года в год закладывающей элементы рабочей сознательности».

     Когда писались эти слова, шел октябрь 1922 года.

     Какая огромнейшая дистанция отделяет нас от той поры, какие сложнейшие социально-психологические преобразования произошли в нашем обществе, в структуре нравственного сознания народа.

     Конечно, при всем том было бы явно преждевременным утверждать, что коллективистское сознание уже полностью, всесторонне развито, все индивидуалистические пережитки преодолены, а личность человека предстает в гармонии высокоразвитых способностей и талантов.

     Но важно то, что именно в этом направлении идет движение коллективного и индивидуального сознания, происходят развитие нравственного опыта людей, дальнейший прогресс образа жизни общества развитого социализма.

      Именно на этапе развитого социализма сложились и реальные условия для того, чтобы общество могло реалистически поставить великую проблему гуманизма —формирование «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать»— как ее формулировал В. И. Ленин, думая о путях построения коммунистического общества. Отметим важный акцент на деловых качествах человека, сделанный Лениным. Одного духовного совершенства личности мало.

image


Изучение минералов,полезных ископаемых и ценных пород