Параграфы

Статьи текущего параграфа

  • Искусство портрета — неброское искусство
         Диалектика процесса развития жанра портрета сложна, ее не очертить плавной геометрической кривой, хотя бы это и была ласкающая душу экспонента, обозначающая стремительный подъ(…)
  • Выставка национальной портретной галереи
         В 1978 году Национальная портретная галерея в Вашингтоне организовала выставку, на которой были представлены сто портретов с обложек популярного журнала «Тайм». Конечно, можно(…)
  • Интерес к композиционному портрету-картине
         Обилие портретных этюдов не заслоняет того важного факта, что упрочился интерес к композиционному портрету-картине, выступающему в разных видах и формах исторического и соврем(…)
  • Выставка «Мы строим коммунизм»
         Выставка «Мы строим коммунизм» (1981) содержала ряд произведений живописи, графики, скульптуры, в которых явно проступал все более глубокий интерес современного художника к ли(…)
  • Выставки конца 1970-х годов
         На выставках конца 1970-х годов появилось много примечательных портретных произведений, в том числе и таких, которые имели явную экспериментальную направленность, опробовали н(…)

Информативность образа

     В обсуждении творческих вопросов искусства, в том числе и жанра портрета, не раз выдвигалось требование емкой информативности образа в качестве одного из весьма существенных условий для набора им новой идейно-художественной высоты.

     Различно конкретное содержание этого требования, но зачастую оно содержит в себе известную односторонность. Одни хотят видеть в образе достовернейшую закрепленность факта как такового, другие — некую «многогранность» духовного образа человека как законную «проекцию» разветвленного художнического суждения и артистической мечты.

     Сложность вопроса состоит в том, что чем более пристально, внимательно наше искусство исследует своими методами реальности нашей жизни, тем все менее однозначными становятся его образные выводы. Процесс строительства нового общества, формирования нового человека в том числе, отнюдь не прост, в нем немало сложного, есть и определенные противоречия. Искусство портрета сталкивается и с негативным в человеке, с несовершенством развития и проявления положительного, со своеобразными переплетениями того и другого. В то же время жизнь общества развитого социализма дает все более умножающиеся примеры человеческой красоты, высокого развития личностного и гражданского самосознания, широты духовных интересов, доброты и отзывчивости, способные взволновать и увлечь художника, предложить прекраснейший материал для образного воплощения.

     Видимо, саму информативность искусства следует понимать с учетом ее специфичности, не отождествляя искусство с другими средствами информации. Это не просто «канал» для передачи сообщения, но и способ глубокого исследования жизни, процесс которого неповторим в другом образе, в другом произведении даже одним и тем же художником, не говоря уже об отличном от него по месту, времени и таланту.

image


Влияние на растения